ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА
Практическое задание
  1. Линейная графика
  2. Штриховая графика
  3. Пятновая графика
  4. Точечная графика
ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА
Техника линейной графики
Линия является самым распространенным средством изображения. Значение линии как изобразительного средства состоит в особой природе человеческого зрения. Любой объект наблюдения воспринимается посредством движения глаз, прослеживающих контур объекта (его наружную линию), границы поверхностей объекта (в виде их линейных очертаний). Опыт человеческого восприятия позволяет воспринимать контур не как самостоятельную линию, а как линейное образование, характеризующее структурные качества предмета. Человеческое сознание воспринимает контур как часть конструкции любого объекта с учетом поправок на перспективное искажение форм, индивидуальные особенности конструктивной структуры предмета, условия его освещенности и положения в пространстве. Линейное (контурное) восприятие предмета передает содержательную информацию о размере, массе, форме и ракурсе объекта. Основой построения «любого» изображения, в том числе тонового и цветного, также является линия. Линия – изобразительное средство самого распространенного вида графической техники – линейной графики.

Линейная графика – основная техника исполнения чертежа, эскиза, рисунка, схемы. Главное средство ее выразительности – контрастное соотношение линий с поверхностью бумаги. На контрастном соотношении поверхности изображения и линии определенной толщины, наклона, кривизны и протяженности базируется плоскостное или пространственное восприятие изображения, его статичность или динамичность. Различная фактура линий, зависящая от материала, инструментов и приемов исполнения, создает различное впечатление материальности изображаемой предметной формы.

Линейная изобразительная форма выражения проектных замыслов известна со времен Древнего Египта. Мастерство линейного изображения с помощью чертежных инструментов получило широкое распространение с начала XV в. Известны чертежи зданий, кораблей, орудий, выполненные в этот период архитекторами и инженерами с помощью линейки, циркуля, и рейсфедера. Показательно, что эти чертежи столь же лаконичны и информативны, как и современная архитектурная и инженерная документация. Различие в стиле, характере оформления чертежа начала XV в. и современного чертежа, конечно, есть, но суть их изобразительного языка та же. Язык линейной графики настолько скуп и условен, что для работы в этой технике, для ее полноценного восприятия, как раньше, так и сейчас, необходима высокая профессиональная культура.
ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА
Штриховая графика
В графике, основа изобразительного языка которой - линия и пятно, очень важным и богатым средством обработки поверхности листа является штриховка.

Штрих - это многократно повторенная линия. Разнообразие штриховок обусловлено тем, что линии могут быть разной толщины и насыщенности, разной длины и направлений.

Разнообразие штриховок бесконечно, потому что сочетания разнообразных линий могут быть самыми разными и по технике, и по масштабу, и по используемому инструменту.

Штриховка - это уже не отдельная линия. Заполнение плоскости рисунка штрихом дает возможность менять общий тон работе и ее элементам, то есть делать части картины более тёмными или более светлыми. Пользуясь штриховкой, художник создает тональные переходы.

С помощью штриховки можно передать характер и фактуры всевозможных поверхностей, придать эмоциональную выразительность картине.
В рисунке от руки штриховка уникальна, неповторима.

Ниже - образцы разнообразных штриховок. Эти образцы довольно упорядоченные, могут применяться в архитектурном и техническом рисунке.
А вот в работах художников-графиков штрих может быть гораздо более свободным и эмоциональным.
Графика с использованием разнообразной штриховки
А. Слепышев, "Три дерева", тушь, перо, 1987
Н. Андриевич, из серии "Зелёный горошек", 1987-88 гг.
ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА
Пятнавшая графика
В пятновой графике основным изобразительным элементом являются черные и белые пятна (плоскости). В крайнем выражении пятновая графика приходит к искусству силуэта -- черный силуэт на белом фоне или белый силуэт на черном фоне. Пятновая графика не менее, а, может быть, даже более условна, чем линейная. Она двухмерна. Она не имеет глубины и не пытается ее создать. Изобразительные возможности плоскости (черной или белой) выявляются здесь в полной мере. Здесь работает на изображение плоскость и только плоскость. Сочетание различных по конфигурации пятен-плоскостей определяет изобразительные формы.

Художественный язык черно-белой пятновой графики строже, сдержаннее, чем язык других графических техник. Однако условность и лаконичность средств выражения никогда не являлись препятствием для талантливого художника, не мешали ему добиваться острого ощущения жизни и художественной правды.
Не многие художники в совершенстве владели искусством пятновой черно-белой графики. Центральной фигурой среди этих немногих является Феликс Валлотон. Художник пришел к графике контрастных пятен через поиски в штрихе, линии. Выразительность примитивнейших средств доведена у него до высшей степени обострения.

Черное пятно при кажущейся непластичности и малооперативности выражения может выявлять бесконечное разнообразие состояний. В.А. Фаворский писал, что с помощью «формы пятен мы можем достигнуть тяжелого черного, лежащего выпуклым пятном на белом, черного уплощенного, характеризующего плоскость, черного, дающего глубину, и черного воздушного» [9,56]. Советская книжная графика 1920-х гг. прекрасно это подтверждает. Работы В.В. Лебедева, В.Н. Кур-дова, В.А. Дувидова, Л.М. Лисицкого и других художников вошли в золотой фонд советской графики.
Блестяще использовал возможности пятновых графических решений в художественном оформлении книги Д.И. Митрохин. Его плоскостные изображения точны в своих подробностях и одновременно сказочно экзотичны. Пятновая графика Митрохина по подаче черного и белого в графическом листе приближается к искусству силуэта и в ряде случаев просто переходит в силуэт.

Активное введение в черные силуэты человеческих фигур и голов белых плоскостей воротничков, манжетов, перчаток и т. п. в работах Е.С. Кругликовой усилило взаимодействие силуэта и белого поля бумаги (Приложение 25). От сплошной черной заливки классического силуэта она перешла к равному участию в силуэтах черных и белых плоскостей. Некоторые работы художницы имеют как черные, так и белые изображения.
Особые темы – силуэтные изображения детей и животных. Непревзойденный мастер детских силуэтов – Е.М. Бем.

Техника работы в пятновой графике и силуэте не проста. Молодые художники, начинающие использовать выразительный лаконизм черного и белого, очень скоро убеждаются, что простота лучших произведений пятновой графики и искусства силуэта -- это гениальная простота. Только развитое чувство острого видения натуры может дать здесь хороший результат.

Made on
Tilda