КОМПОЗИЦИЯ
Основные понятия
В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию.

Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое. Так же композицией можно назвать само произведение.
Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.

Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Композиционный центр может быть выделен:

1. Контрастом света и тени

2. Контрастом цвета

3. Формой

4. Размером

Выделение освещенности
Выделение цветом
Выделение формой
Выделение размером
КОМПОЗИЦИЯ
Основные законы
Закон целостности. Композиция, в переводе, означает составлять, сочинять, поэтому важным ее законом является целостность. Целостность выражается таким образом, что предметы на рисунке воспринимаются, как единое целое, ни одна из частей работы не кажется лишней, где нет хаотичности.

Важно определить в рисунке композиционный центр (смысловой центр), так, чтобы он привлекал внимание, выделял те объекты, которые подразумеваются, как главные, основные.

Закон контрастов. Контраст – резкая разница, противоположность сторон.
  • Цветовой контраст (светлый-темный). К примеру, цвета черный-белый, черный-красный, всегда будут контрастными, то есть выразительными, и всегда способны выделять главный замысел в рисунке.
  • Контраст величин (маленькое-большое). То есть большое на фоне маленького всегда будет более контрастным, чем, например, все предметы на рисунке, имели бы одинаковый размер.
  • Смысловой контраст. Например, когда даются сравнения между положительными и отрицательными героями.

Статика – это стояние равновесия и покоя. Например, чем ниже к краю листа изображены предметы на рисунке, тем работа статичнее. И, чем симметричнее предметы на работе, тем она так же статична.

Динамика – это движение. Чем ассиметричнее расположены объекты на рисунке, тем композиция динамичнее.

ПРОСТЕЙШИЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ
Замкнутая композиция
В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.

Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии.

Признак замкнутой композиции – четкий внешний контур, нарастание сложности к центру.
ПРОСТЕЙШИЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ

Движение в композиции

Для передачи движения (динамики) используются диагональные линии и свободное пространство перед движущимся объектом.
Рост
Падение
В композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.

Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним.

Питер Брейгель «Слепые»

ПРОСТЕЙШИЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ

Статика в композиции

Правило передачи покоя:

  • если на картине отсутствуют диагональные направления;
  • если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
  • если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
  • если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.

Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий. На картине, несмотря на то, что есть диагональные направления, сани с лошадью стоят спокойно, нет ощущения движения т.к. геометрический и композиционный центры картины совпадают, композиция является уравновешенной, и свободное пространство перед лошадью перегораживается деревом.


К. Коровина «Зимой»

КОМПОЗИЦИЯ
Основные законы

Законы композиции в дизайне – средства гармонизации плоскости и пространства при создании художественных, декоративно-прикладных, дизайнерских и архитектурных произведений.


К основным законам композиции относят равновесие, соразмерность, единство и соподчинение.



КОМПОЗИЦИЯ
Равновесие

Равновесиесбалансированность всех элементов композиции между собой по массивности.


Композиционный вес элемента зависит от многих качеств: размера (величины), тона, цвета, формы (геометрического вида или конфигурации) пятна, степени деталированности, фактурного решения и т.д.




КОМПОЗИЦИЯ
Соразмерность

Соразмерность – соотношение по размеру частей композиции между собой и с целым, достигается благодаря удачно найденным пропорциям и масштабу.


Пропорция – соотношение основных параметров формы (длина, ширина, высота).


Масштаб – система членения целого на части и расположения этих элементов с целью создания определенного впечатления.

КОМПОЗИЦИЯ
Единство и соподчинение

Единство и соподчинение – это связь различных частей в единое целое.


Единства можно добиться путем соподчинения, то есть нахождения общего в тех частях, которые следует соединить в неразрывное, законченное целое.


Целостность композиции выражается в единстве образного, смыслового раскрытия темы и пластического решения.


Основные приемы соподчинения – организация композиционного центра и поддержки.


Композиционный центр несет основную смысловую и визуальную нагрузку, в первую очередь, привлекая внимание зрителя.

«Поддержкой» называют второстепенные элементы, которые визуально поддерживают доминанту композиции благодаря сходными с ней предметными качествами.


При этом, поддержка всегда менее активна, чем главный композиционный элемент.


КОМПОЗИЦИЯ
Приемы композиционного построения

Приемы композиционного построения – это средства достижения образной выразительности проектируемого объекта, которые позволяют создать оригинальный, выразительный художественный образ в любом продукте проектно-дизайнерской деятельности.


К основным приемам композиции можно отнести следующие пары:

ритм – метр, симметрия – асимметрия, контраст – нюанс, статика – динамика



Метр – ритм

Метр – это математически точный повтор одинаковых элементов изображения.

Иначе метрические композиции называют раппортными.


Раппорт – это повторяющийся мотив в орнаменте


Виды метрических композиций:

  • Сетчатая;
  • Ленточная (в полосе);
  • Замкнутая круговая;
  • Замкнутая квадратная.

Ритм – это чередование однородных элементов изображения, подчиненное определенной закономерности


Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, фактура, цвет, расстояние между элементами и др.)

Сложный ритм, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам.

Симметрия – асимметрия

Симметрия– это абсолютное или приблизительное сходство двух, трех и более частей изображения относительно условных точек (центров), линий (осей) или плоскостей, определяющих конструктивную основу композиции.


Симметрия достигается:

  • зеркальным отражением
  • поворотом («ложная» симметрия)
  • параллельным переносом («ложная» симметрия).

Геометрическая симметрия – это когда сходство абсолютное.

Образная симметрия – это когда сходство приблизительное.

Асимметрия – это несовпадение частей композиции относительно любых центров и осей симметрии.

Контраст – нюанс

Контраст – это сопоставление противоположных предметных качеств, способствующее их усилению.

Нюанс – это минимальная мера сближения противоположных качеств.

Статика - динамика

Статика. Правила передачи покоя: отсутствуют диагональные направления; перед объектом нет свободного пространства; нет кульминации действия; композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы.


Динамика. Правила передачи движения: в изображении используется одна или несколько диагональных линий; оставлено свободное пространство перед движущимся объектом, есть кульминация действия.



Made on
Tilda