Композиционный центр может быть выделен:
1. Контрастом света и тени
2. Контрастом цвета
3. Формой
4. Размером
Движение в композиции
Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним.
Питер Брейгель «Слепые»
Статика в композиции
Правило передачи покоя:
Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий. На картине, несмотря на то, что есть диагональные направления, сани с лошадью стоят спокойно, нет ощущения движения т.к. геометрический и композиционный центры картины совпадают, композиция является уравновешенной, и свободное пространство перед лошадью перегораживается деревом.
К. Коровина «Зимой»
Законы композиции в дизайне – средства гармонизации плоскости и пространства при создании художественных, декоративно-прикладных, дизайнерских и архитектурных произведений.
К основным законам композиции относят равновесие, соразмерность, единство и соподчинение.
Равновесие – сбалансированность всех элементов композиции между собой по массивности.
Композиционный вес элемента зависит от многих качеств: размера (величины), тона, цвета, формы (геометрического вида или конфигурации) пятна, степени деталированности, фактурного решения и т.д.
Соразмерность – соотношение по размеру частей композиции между собой и с целым, достигается благодаря удачно найденным пропорциям и масштабу.
Пропорция – соотношение основных параметров формы (длина, ширина, высота).
Масштаб – система членения целого на части и расположения этих элементов с целью создания определенного впечатления.
Единство и соподчинение – это связь различных частей в единое целое.
Единства можно добиться путем соподчинения, то есть нахождения общего в тех частях, которые следует соединить в неразрывное, законченное целое.
Целостность композиции выражается в единстве образного, смыслового раскрытия темы и пластического решения.
Основные приемы соподчинения – организация композиционного центра и поддержки.
Композиционный центр несет основную смысловую и визуальную нагрузку, в первую очередь, привлекая внимание зрителя.
«Поддержкой» называют второстепенные элементы, которые визуально поддерживают доминанту композиции благодаря сходными с ней предметными качествами.
При этом, поддержка всегда менее активна, чем главный композиционный элемент.
Приемы композиционного построения – это средства достижения образной выразительности проектируемого объекта, которые позволяют создать оригинальный, выразительный художественный образ в любом продукте проектно-дизайнерской деятельности.
К основным приемам композиции можно отнести следующие пары:
ритм – метр, симметрия – асимметрия, контраст – нюанс, статика – динамика
Метр – это математически точный повтор одинаковых элементов изображения.
Иначе метрические композиции называют раппортными.
Раппорт – это повторяющийся мотив в орнаменте
Виды метрических композиций:
Ритм – это чередование однородных элементов изображения, подчиненное определенной закономерности
Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, фактура, цвет, расстояние между элементами и др.)
Сложный ритм, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам.
Симметрия– это абсолютное или приблизительное сходство двух, трех и более частей изображения относительно условных точек (центров), линий (осей) или плоскостей, определяющих конструктивную основу композиции.
Симметрия достигается:
Геометрическая симметрия – это когда сходство абсолютное.
Образная симметрия – это когда сходство приблизительное.
Асимметрия – это несовпадение частей композиции относительно любых центров и осей симметрии.
Контраст – это сопоставление противоположных предметных качеств, способствующее их усилению.
Нюанс – это минимальная мера сближения противоположных качеств.
Статика. Правила передачи покоя: отсутствуют диагональные направления; перед объектом нет свободного пространства; нет кульминации действия; композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы.
Динамика. Правила передачи движения: в изображении используется одна или несколько диагональных линий; оставлено свободное пространство перед движущимся объектом, есть кульминация действия.